Использованы материалы с сайта: www.anomalia.narod.ru

Галлюцинации - объективная реальность

1880 год. Пьер Буше, малоизвестный парижский художник, по совместительству подрабатывавший новомодной фотографией, проснулся после очередной вечеринки с распухшей головой. Тем более что поспать толком ему не удалось - всю ночь за Пьером гонялась парочка отвратительных чертей с вилами в руках. Но надо было срочно отпечатать несколько снимков, иначе фотографу не поздоровилось бы от нетерпеливых заказчиков.

Запершись в темной комнате, Пьер при свете красной лампы тупо разглядывал лежавшие в беспорядке кассеты, соображая, какие из них засняты. Наконец решил проявить все подряд. К величайшему ужасу Пьера, на первой же пластинке вместо pecпектабельного семейства проявились отвратительные рожи его ночных «гостей». С воплем фотограф выскочил из лаборатории и рискнул вернуться в нее, лишь окончательно протрезвев. Но кошмар не кончился - лики чертей по прежнему ухмылялись с негатива. Трясущимися руками Пьер довел работу до конца, получив, возможно, впервые в мире, вполне сносные отпечатки «нечистой силы».

Фотографии он показал приятелям. Один из них, естествоиспытатель, проявил к снимкам большой интерес и даже предложил провести экспертизу и контрольный эксперимент с Пьером, которому следовало очередной раз надраться до чертиков. Эксперимент удался, и его следствием стала научная статья, направленная во Французскую академию наук.

Статья, разумеется, опубликована не была - академики были шокированы самой мыслью о возможности фотографирования алкогольного бреда. Так бы и канули в неизвестность удивительные результаты Пьера Буше, если бы статья не попала в руки известному французскому популяризатору науки а также первому собирателю аномальных явлений Камиллу Фламмариону. Кcтати, он первый описал и другой вид аномальных фотографий», когда некие странные отпечатки, вызванные молниевым разрядом, появлялись на теле человека.

В конце XIX века был зафиксирован еще один феномен - некоторые люди мысленным усилием либо засвечивали фотоматериалы, либо проецировали на пленку зрительные образы, большей частью абстрактного характера (из наших современников такой способностью обладала, в частности, Нинель Кулагина). Повсеместно началось увлечение «психической фотографией», и в начале XX века только на русском языке вышли две объемистые книги с большим количеством иллюстративного материала. В этот же раздел попали фотографии галлюцинаций, угодив тем самым в разряд оккультных феноменов, от которых наука того времени (да и нынешнего тоже) брезгливо отворачивалась.

Обратился к этой проблеме и знаменитый Никола Тесла. Еще в 1893 году он писал: «Уже не кажется невероятным предположение, что в ответ на образ, возникающий в мозгу вследствие работы мысли в сетчатке глаза, возникает ответное рефлекторное возбуждение, где оно превращается в картинку». Тесла смело предположил, что эта картинка с глаза может быть «считана» другими людьми или спроецирована на экран с помощью специального усилителя. Но, будучи человеком, увлеченным множеством других проблем, он эту работу до конца не довел.

По крайней мере, еще лет семьдесят в среде психиатров шли абстрактные дискуссии на эту тему, и кое-кто рисковал вновь выдвинуть идею Теслы насчет фиксации зрительных образов во внешней, по отношению к человеку, среде. В эту дискуссию вмешивались даже философы. Известный советский философ A.M. Мостепаненко в конце 60-х годов выдвинул гипотезу, что галлюцинации - объективная реальность, существующая в пространстве и во времени. Вроде бы тем самым дан «зеленый свет» эксперименту, но увы...

Автору этих строк, физику по специальности, эта ситуация кажется странной и нелепой: почти столетие идут научные споры вокруг проблемы, не стоящей и выеденного яйца: надо лишь

взять в руки фотоаппарат и проверить идею простым экспериментом. Кстати, уже во времена Пьера Буше фотографы ухитрялись переснимать текст, например, военного донесения на столь маленький формат, что его можно было приклеить на брюшко пчеле и с этим донесением отослать. Всего-то надо в темноте сфотографировать глаз человека, читавшего донесение. Но то ли экспериментаторы до ужаса боялись чертей, то ли, что более вероятно, боялись самого результата, способного поколебать, а то и обрушить фундамент психиатрии. А этим уже никто не хотел рисковать.

Хотя некоторые смельчаки все же отваживались на более простые! эксперименты. Некто Бенет в 1885 году зафиксировал удвоение галлюцинаторных образов при приставлении к глазу психически больных людей призмы. Не прошло и двадцати лет, как в 1903 году Штерринг отваживается повторить этот эксперимент и гордо отмечает в отчете: «Если к глазу приставлялась призма, то образ черта удваивался». Еще через 70 лет, в 19751 году, А. К. Зеньковский использует вместо призмы линзу и отмечает, что зрительные галлюцинации удаляются в направлении центральной оптической оси. Поразительный прогресс почти за сто лет

И лишь только в 1974 году пермский врач-психиатр Г. П. Крохалев рискнул сфотографировать галлюцинации у больных, страдающих алкоголизмом. ИI все, что потребовалось ему, кроме мужества, это фотоаппарат «Зенит», маека для подводного плавания и соединительная «гармошка» от старого фотоаппарата «Фотокор». Ну а в испытуемых недостатка не было, ими стал весь алкогольный «контингент» больницы, где он работал. Были обследованы 2801 человек, причем у 115 из них фотографически зафиксировались образы, сходные с теми, которые они сами воспринимали и описывали. В том числе и вышеупомянутых чертей.

К сожалению, качество фотографий, в основном, ниже среднего, но это связано с тем, что периферийный носитель зрительных образов не лежит в диапазоне видимых глазом световых волн (в ряде экспериментов изображение фиксировалось по методу Пьера Буше прямо на фотопленке в черном пакете без применения фотоаппарата).

Чтобы не быть субъективным, часть снимков была получена другими врачами-психиатрами и даже медицинскими сестрами. Правда, попало и справа, и слева за подобные эксперименты лишь самому Г. П. Крохалеву, которого за столь уникальный эксперимент честили в хвост и гриву как дилетанты из тогдашних СМИ, так и коллеги-психиатры - никому не позволено рубить сук, на котором сидишь Психиатрам того времени легче было дать идеалистическое толкование галлюцинаций как нематериальных образов, творимых отравленным алкоголем мозгом, чем признать реальность или, хуже того, материальность галлюцинаций В конечном итоге так и не признали до распада СССР. Тогдашний Комитет по делам открытий и изобретений ответил автору однозначно: «Ваша заявка №32-ОТ-9663 «Формирование мозгом в пространстве зрительных галлюцинаций» не может быть принята к рассмотрению ввиду отсутствия в ней убедительных доказательств достоверности заявляемого Вами положения». Вот так, ни больше ни меньше! Впрочем, комитет ни при чем - это постарались оппоненты, которые сами даже не пытались провести этот простейший эксперимент.

А Крохалев тем временем чисто случайно провел еще один простой эксперимент - он поместил несколько больных, страдающих галлюцинациями (как зрительными, так и слуховыми), в экранированную камеру, и у всех галлюцинации тут же исчезли. Спрашивается: и при чем тогда тут мозг?

Валентин ПСАЛОМЩИКОВ, кандидат физ-мат. наук

НЛО 47,2002
 

 

 

 

 

Используются технологии uCoz